Главная Публикации Публикации Маленькая реформа - большие вопросы
Маленькая реформа - большие вопросы Печать E-mail
Автор: Кучер Сергей Петрович   
16.12.2009 14:25

Владимирский деловой журнал "Аверс", № 5, 2009

С 1 января 2010 г. ЕСН будет заменен страховыми взносами. Новый порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

К однозначным минусам нововведений можно отнести следующее:
- отмена регрессивной шкалы ставок, и с 2011 г. повышение тарифов страховых взносов по сравнению со ставками ЕСН.
- налогоплательщики, находящиеся на УСН, становятся плательщиками страховых взносов.
- взносы не будут считаться уплаченными, если в платежке указан неверный КБК, и, соответственно, пеней в такой ситуации не избежать. Отмечу, что сейчас ошибка в КБК по ЕСН фактически не влечет начисления пеней. Кроме того, станет невозможен зачет взносов, излишне уплаченных в один внебюджетный фонд, в счет погашения недоимки, подлежащей уплате в другой внебюджетный фонд. Сейчас же в рамках ЕСН это возможно.
- в ПФР и ФСС нужно будет письменно сообщать о закрытии и открытии расчетных счетов, о создании и закрытии обособленных подразделений, а также о реорганизации и ликвидации, причем в те же сроки, что и сейчас в ИФНС.
- не вошли в Закон о страховых взносах пресловутые положения п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ, вокруг которых не умолкали налоговые споры. Напомню, что выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не облагались ЕСН, если:
у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не относились к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие выплаты не уменьшали налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.
- не перенесены в Закон о страховых взносах положения о налоговых льготах, закрепленные ранее ст. 239 Налогового кодекса РФ.
Из плюсов вновь вводимых правил можно, пожалуй, только отметить отсутствие прав у ПФР и ФСС (в отличие от налоговых органов) блокировать расчетные счета страхователей и производить выемку документов.

В связи с отменой ЕСН отменяются также положения ст. 9 Закона № 118-ФЗ, согласно которым с 01.01.2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе ЕСН, осуществлялся налоговыми органами РФ.
Теперь такой контроль будет возложен:
- на Пенсионный фонд и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в бюджет ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в бюджеты ФОМС;
- на Фонд социального страхования и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.
В целях осуществления контроля за уплатой страховых взносов за ПФР и ФСС закрепляются полномочия, в основном аналогичные тем, которыми в соответствии с Налоговым кодексом наделены налоговые органы при осуществлении ими контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) ЕСН и других налогов.
Органы контроля будут проводить следующие виды проверок плательщиков страховых взносов:
- камеральная проверка;
- выездная проверка.
Порядок проведения данных проверок очень напоминает порядок проведения налоговых проверок, определенный в Налоговом кодексе РФ.

Глава 6 Закона № 212-ФЗ почти полностью повторяет отдельные положения части первой Налогового кодекса, а именно включает следующие понятия: лица, ответственные за совершение правонарушения, обстоятельства, исключающие вину в совершении правонарушения, а также смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения, и срок давности привлечения к ответственности.
Устанавливаются следующие виды нарушений плательщиками страховых взносов и ответственность за их совершение.
Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам:
- если просрочка не превышает 180 дней, то размер штрафа составит 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.;
- если просрочка более 180 дней, то размер штрафа составит 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная с 181-го дня, но не менее 1000 руб.
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов:
- если неуплата произошла в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов, то размер штрафа составит 20 % неуплаченной суммы страховых взносов;
- если будет доказано, что вышеперечисленные деяния совершены умышленно, то размер штрафа составит 40 % неуплаченной суммы страховых взносов.
Отказ от представления или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
 
Итак, новый Закон повышают нагрузку на многих плательщиков по уплате обязательных платежей во внебюджетные фонды. Кроме того, нельзя не отметить, что работы бухгалтерам в связи с новыми правилами значительно прибавится.
Также можно сказать, что реформа ЕСН, замена его на страховые взносы и передача администрирования этих взносов из Федеральной налоговой службы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования чревата немалыми бюрократическими издержками.
Самое главное при этом - это то, что ни в Пенсионном фонде, ни в ФСС нет достаточного количества сотрудников, чтобы администрировать поступающие взносы.

Просмотров: 4920
Обновлено 10.01.2010 15:05
 

 © Налоговые консультации. Все права защищены.
Копирование материалов сайта только с согласия автора.