Главная Публикации Публикации Особые проверки для обособленных подразделений
Особые проверки для обособленных подразделений Печать E-mail
Автор: Кучер Сергей Петрович   
27.01.2012 08:05

«Налоговые споры», № 2, 2012

Выездные налоговые проверки обособленных подразделений могут проводиться как в рамках выездной налоговой проверки всей организации, так и отдельно, в рамках самостоятельной проверки подразделения.

Идеи о расширении бизнеса приходят в голову многим руководителям. Тогда фирма создает филиалы и представительства – обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения самого предприятия. Статус обособленного подразделения может повлиять на порядок проведения выездной налоговой проверки: инспекция вправе провести самостоятельную проверку обособленного подразделения или проверить обособленное подразделение в рамках проверки организации. Прежде чем изучать, в каком порядке проходят такие проверки, остановимся на понятии обособленного подразделения.
Понятие "обособленное подразделение" используется и в гражданском, и в налоговом законодательстве. Гражданский кодекс определяет его как расположенные вне места нахождения головной фирмы представительства и филиалы.
Представительство создается для представления и защиты интересов юридического лица, а филиал осуществляет все его функции или их часть (ст. 55 ГК РФ). Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п. 3 ст. 55 ГК РФ).
В свою очередь, обособленное подразделение – это любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Налогообложение в обособленном подразделении

Наличие обособленного подразделения влияет на порядок исчисления и уплаты ряда налогов.
Так, налоговая база по налогу на имущество определяется в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс (п. 1 ст. 376 НК РФ). Организация, в состав которой входят обособленные подразделения с отдельным балансом, уплачивает налог на имущество (авансовые платежи) в бюджет по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. Налог уплачивается в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, которое находится на отдельном балансе каждого из них (ст. 384 НК РФ).
Налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Такой порядок закреплен в п. 7 ст. 226 НК РФ. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы налогооблагаемого дохода его работников.
Некоторые особенности установлены и для доли налога на прибыль организаций, которая зачисляется в бюджет субъекта РФ и в бюджет муниципального образования. Налогоплательщик отчисляет налог на прибыль также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на них.

Когда организацию проверяют вместе с подразделениями

Налоговый орган может провести проверку обособленного подразделения в рамках проверки организации  по месту нахождения самой организации. При этом инспекторы вправе проверить филиалы, представительства и любые другие обособленные подразделения организации.  Как правило, мероприятия налогового контроля в обособленных подразделениях проводят сотрудники местных инспекций, где налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.
Стоит учитывать, что наличие у организации обособленных подразделений является основанием для продления двухмесячного срока выездной проверки (п. 6 ст. 89 НК РФ). Общая выездная проверка организации может быть продлена в связи с наличием подразделений на срок, который зависит от их количества (подп. 4 п. 3 Оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, утв. приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@).
Если у организации четыре и более обособленных подразделения, то срок проверки может быть продлен до четырех месяцев. На этот же срок может быть продлена проверка организации, в состав которой входит менее четырех обособленных подразделений, но только в тех случаях, если:
• доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на обособленные подразделения, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией;
• стоимость имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации.
А если у организации десять и более обособленных подразделений, то срок проверки может быть продлен до шести месяцев.

Пример 1

У ООО "Альфа" открыто двенадцать обособленных подразделений. В феврале 2012 г. в организации проводится налоговая проверка. Компании нужно принять во внимание, что проверка вместо обычного двухмесячного срока может растянуться на полгода.

Когда проверка проводится только в филиалах и представительствах

Положения абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ предусматривают право инспекторов на проведение самостоятельной выездной налоговой проверки обособленных подразделений. Это возможно при одновременном  соблюдении следующих условий:
1) проверка проводится в филиале и (или) представительстве;
2) проверка проводится по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.
Срок самостоятельной проверки филиала или представительства не может превышать один месяц (п. 7 ст. 89 НК РФ). Рассмотрим подробнее два условия, при соблюдении которых можно проводить самостоятельную проверку обособленного подразделения.
Во-первых, самостоятельная проверка возможна только в отношении филиала или представительства организации и проводится на основании решения инспекции по месту нахождения обособленного подразделения (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Пример 2

ООО "Альфа" имеет десять обособленных подразделений и один филиал. В таком случае выездная налоговая проверка обособленных подразделений может проводиться только в рамках проверки головной организации. А вот в филиалы инспекторы могут прийти с самостоятельной проверкой. 

Аналогичную точку зрения выражают специалисты финансового ведомства (см. письма Минфина России от 16.11.2006 № 03-02-07/1-324, от 31.07.2008 № 03-02-07/1-327).
Что касается судебной практики, то в ряде случаев судьи солидарны с Минфином России (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.12.2008 № А56-11379/2008). В то же время иногда суды считают, что если организация состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения, это является достаточным условием для проведения выездной проверки.

Судебная практика

(По материалам постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11.08.2008 № Ф08-4572/2008)
Организация поставлена на учет в инспекции по месту нахождения обособленных подразделений. Инспекция провела выездную налоговую проверку указанных обособленных подразделений, и организация обратилась в суд с заявлением о признании указанного решения налоговой инспекции недействительным. По мнению налогоплательщика, что у инспекции нет  оснований для проведения выездной проверки обособленных подразделений, не являющихся филиалами или представительствами.
Однако суд сделал вывод, что у налогового органа есть право на проведение подобной проверки. При этом судьи сослались на ст. 19 НК РФ, согласно которой налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Суд также отметил, что факт постановки организации на учет по месту нахождения обособленных подразделений дает инспекции право проводить их выездную проверку по месту нахождения.

Вернемся к положениям абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ и обратим внимание на то, что самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств проводится по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Комментируя это положение, Минфин России отметил, что НК РФ не позволяет проводить проверку филиалов или представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты федеральных налогов, в т. ч. предусмотренных специальными налоговыми режимами (см. письмо от 28.03.2011 № 03-02-08/32). Аналогичного мнения придерживаются суды (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2009 № А56-27517/2008, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2009 № А21-5116/2008).

Каких ограничений должны придерживаться налоговые органы при проверках обособленных подразделений

1. Нельзя проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
2. В отношении одного и того же подразделения нельзя проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года.
3. Самостоятельная проверка филиала или представительства не может длиться более месяца.

 

Просмотров: 6654
Обновлено 07.03.2012 09:29
 

 © Налоговые консультации. Все права защищены.
Копирование материалов сайта только с согласия автора.