Главная Арбитражная практика Определение Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 г. № 460-О
Определение Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 г. № 460-О Печать E-mail
Автор: Кучер Сергей Петрович   
11.04.2016 08:25
Положения налогового законодательства позволяют лицам, не являющимся плательщиками налога на добавленную стоимость, вступить в правоотношения по уплате данного налога.
alt Общество, применяя упрощенную систему налогообложения, при выполнении работ выставляло контрагентам счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость. В первоначальных налоговых декларациях оно отражало суммы данного налога к уплате в бюджет, однако затем представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации, в которых скорректировало ранее исчисленные суммы налога на добавленную стоимость (исключил из подлежащих уплате в бюджет). 
Налоговый орган по результатам проверки предложил налогоплательщику уплатить в бюджет данный налог. Вступившим в силу решением арбитражного суда подтверждена правомерность выводов налогового органа. 
Обращаясь в Конституционный Суд, Общество считало, что нормы пункта 5 статьи 173 и пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ неправомерно возлагают на лицо, применяющее специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, дополнительную обязанность по уплате налога на добавленную стоимость. 
Конституционный Суд РФ, изучив представленные материалы, не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как указал Конституционный Суд, положения налогового законодательства позволяют лицам, не являющимся плательщиками налога на добавленную стоимость, вступить в правоотношения по уплате данного налога, что в силу пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ возлагает на таких лиц обязанность выставлять покупателю счет-фактуру с выделением в нем суммы налога и, соответственно, исчислять сумму данного налога, подлежащую уплате в бюджет. Обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в данном случае обусловлена не только наличием одного лишь факта реализации товаров (работ, услуг), но и связана с выставлением покупателю счета-фактуры с выделением суммы данного налога. Впоследствии такой документ будет служить основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров сумм налога на добавленную стоимость к вычету (Постановление от 3 июня 2014 года № 17-П).
Лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, имеют возможность выбора наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования: они вправе либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм налога на добавленную стоимость и, соответственно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг), либо выставить контрагенту по конкретным операциям по реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, притом что эта сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет (пункт 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации). Во втором случае у такого лица возникает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, несмотря на то что изначально он не признавался плательщиком данного налога (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2008 года № 1049-О-О и от 13 октября 2009 года № 1332-О-О).

 

Просмотров: 725
 

 © Налоговые консультации. Все права защищены.
Копирование материалов сайта только с согласия автора.