То обстоятельство, что установление налоговой базы по земельному налогу, определяемой как кадастровая стоимость земельного участка, регламентируются нормами налогового и земельного законодательства, не может рассматриваться как свидетельство отсутствия обоснованности и произвольности исчисления земельного налога.
Предметом рассмотрения Конституционным Судом стал установленный порядок исчисления и уплаты земельного налога. В своем обращении в Суд налогоплательщики утверждали, что ни один действующий в Российской Федерации закон или нормативный правовой акт исполнительной власти не дают определения кадастровой стоимости земельного участка и не указывают, в каком порядке ее необходимо определять для исчисления земельного налога, при этом ни Налоговым кодексом РФ, ни Земельным кодексом РФ не устанавливаются ограничения по размеру кадастровой стоимости земельного участка относительно его рыночной стоимости; в результате органы государственной власти и органы местного самоуправления, определяя размер кадастровой стоимости земельного участка, руководствуются исключительно целью увеличения поступлений в бюджет. Между тем, по мнению заявителей, в силу требований Налогового кодекса РФ налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, относящаяся к числу существенных элементов налогообложения, порядок определения которой по региональным и местным налогам должен быть установлен в самом Налоговом кодексе РФ (пункт 1 статьи 17, статья 53); налоговая база по земельному налогу в соответствии с пунктом 3 статьи 3 данного Кодекса должна иметь экономическое основание и не может быть произвольной, причем порядок ее определения должен устанавливаться не нормативными правовыми актами Правительства РФ, а федеральным законом, который не может ограничиваться отсылочной нормой к законодательству иной отраслевой принадлежности, нарушая тем самым конституционный принцип законного установления налогов и сборов. Рассмотрев заявление налогоплательщиков, Конституционный Суд указал, что то обстоятельство, что установление налоговой базы по земельному налогу, определяемой как кадастровая стоимость земельного участка (статья 390 и пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации), и проведение государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 и статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации) регламентируются нормами налогового и земельного законодательства, не может рассматриваться как свидетельство отсутствия обоснованности и произвольности исчисления земельного налога. |