Главная Арбитражная практика Определение Конституционного Суда РФ от 1 октября 2009 г. № 1345-О-О
Определение Конституционного Суда РФ от 1 октября 2009 г. № 1345-О-О Печать E-mail
Автор: Кучер Сергей Петрович   
12.12.2009 13:11

Отсутствие статуса налогового агента у организаций, реализующих имущество в рамках исполнительного производства по исполнительным документам, выданным не судами, а иными органами, не означает, что налог на добавленную стоимость при возникновении объекта налогообложения не подлежит уплате налогоплательщиком.

В Конституционный Суд обратился Арбитражный суд Омской области, по мнению которого, пункт 4 статьи 161 Налогового кодекса РФ не позволяет прийти к однозначному выводу, является ли организация, уполномоченная осуществлять реализацию имущества в рамках исполнительного производства по исполнительным документам, выданным не судами, а иными органами, налоговым агентом, который обязан удерживать и перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость. Заявитель указывал, что неясно, кто и в каком порядке уплачивает данный налог, каким образом исчисляется налоговая база по этому налогу, что имеются различные варианты толкования пункта 4 статьи 161 Налогового кодекса РФ, свидетельствующие о его неопределенности.
Как следовало из представленных материалов, налоговым органом в отношении ЗАО в связи с неисполнением обязанности по уплате налогов были предприняты действия по их принудительному взысканию. Поскольку денежных средств на счетах у налогоплательщика не оказалось, налоговый орган принял решение о взыскании налога за счет его имущества в порядке статьи 47 Налогового кодекса РФ. Данное решение было направлено в Межрайонный отдел судебных приставов, который для осуществления реализации имущества налогоплательщика привлек Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Денежные средства, полученные от реализации имущества налогоплательщика, за исключением суммы налога на добавленную стоимость, были перечислены на депозитный счет соответствующего подразделения Управления Федеральной службы судебных приставов.
Заслушав данное дело, Суд не нашел какой-либо неопределенности в данном вопросе. Как указано в Определении, действительно, оспариваемая норма не рассматривает в качестве налоговых агентов, на которых возложена обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость, организации, реализующие имущество на основании решений несудебных органов, в том числе налоговых органов. Данный подход в полной мере согласуется с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ, предусматривающим, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Вместе с тем отсутствие статуса налогового агента у организаций, реализующих имущество в рамках исполнительного производства по исполнительным документам, выданным не судами, а иными органами, не означает, что налог на добавленную стоимость при возникновении объекта налогообложения не подлежит уплате налогоплательщиком, - вопрос о наличии или отсутствии такой обязанности у налогоплательщика разрешается арбитражными судами по общим правилам главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ с учетом фактических обстоятельств конкретного дела.

Просмотров: 2874
Обновлено 12.12.2009 14:42
 

 © Налоговые консультации. Все права защищены.
Копирование материалов сайта только с согласия автора.