Требование, согласно которому налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета.
В запросах Арбитражного суда Омской области оспаривалась конституционность ряда положений Налогового кодекса РФ, в частности, ст. 21 и 23, устанавливающих права и обязанности налогоплательщиков, а также подп. 10 и 11 п. 5 ст. 169 об обязательности указания в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), применяемой ставки налога на добавленную стоимость. По мнению заявителя, несоблюдение налогоплательщиком - продавцом товара (работы, услуги, имущественных прав) требований налогового законодательства в части правомерности применения ставки налога 18 процентов не является достаточным основанием для отказа налогоплательщику - покупателю в возмещении налога, поскольку ст. 21 и 23 Налогового кодекса РФ не закрепляют за ним обязанность по проверке добросовестности контрагентов - поставщиков. Конституционный Суд не усмотрел в оспариваемых нормах какой-либо неопределенности, нарушения или ограничения конституционных прав и свобод. В своем Определении по данному делу Суд обратил внимание, что этот вопрос ранее был предметом его исследования. Так, в определениях от 15 февраля 2005 года № 93-О и от 18 апреля 2006 года № 87-О Конституционный Суд указывал, что по смыслу пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ требование, согласно которому налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета; названные законоположения не запрещают принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость, исчисление и оформление которых соответствует всем необходимым для осуществления налогового контроля требованиям, а потому не могут рассматриваться как ограничивающие конституционные права и свободы налогоплательщиков. Суд также отметил, что налоговая ставка, в том числе нулевая, по налогу на добавленную стоимость является обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ), и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения. |