Главная Арбитражная практика Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2012 г. № 18-П/2012
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2012 г. № 18-П/2012 Печать E-mail
Автор: Кучер Сергей Петрович   
23.07.2012 20:25

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения, касающиеся порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным до 1 января 2008 года.

alt  Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ стала часть 1 статьи 31 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», регулирующая на переходный период обложение налогом на доходы физических лиц страховых взносов и страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, – применительно к договорам, заключенным до 1 января 2008 года, страховые взносы по которым уплачивались за физических лиц из средств работодателей как до, так и после этой даты.
Так, в период до 1 января 2008 года организация - работодатель, перечисляя страховой компании страховые взносы из своих средств, включала их в подлежащий налогообложению доход своего работника, из которого удерживала и уплачивала в бюджет сумму налога на доходы физических лиц по ставке 13 процентов. Осуществляя в 2010 году в связи с наступлением страхового случая (дожитие застрахованного физического лица до окончания срока действия договора добровольного страхования жизни) в пользу этого же работника страховую выплату, страховая компания также удержала из нее сумму налога на доходы физических лиц и перечислила ее в бюджет. Таким образом, по мнению налогоплательщика – физического лица, с реально полученного один раз дохода налог на доходы физических лиц был уплачен фактически дважды – при перечислении работодателем страховых взносов в адрес страховой компании (с момента заключения договора страхования до 1 января 2008 года) и при выплате ей страховой компанией страхового возмещения.
Рассматривая данное дело, Конституционный Суд отметил, что налогоплательщики – особенно если это плательщики налога на доходы физических лиц – при одинаковой платежеспособности должны нести и равное бремя налогообложения. Соответственно, определяя порядок формирования налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в отношении того или иного вида доходов, законодатель также должен руководствоваться конституционными принципами равенства и справедливости, не допускать несоразмерности налогообложения и соблюдать, прежде всего при внесении в налоговое законодательство изменений, могущих повлечь ухудшение положения налогоплательщика, вытекающий из статей 1 (часть), 2, 6 (часть 2), 18, 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции РФ принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также установление такого переходного периода, который позволял бы исключить противоречивое истолкование нового налогового регулирования правоприменительными органами.
На этом основании, Суд признал рассматриваемую статью не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой ею допускается возможность включения в налоговую базу сумм страховых выплат по указанным договорам, предусматривающим уплату работодателем страховых взносов как до 1 января 2008 года, так и после этой даты.
Суд постановил, что федеральному законодателю надлежит внести в Федеральный закон от 24.07.2007 года № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» изменения, вытекающие из настоящего Постановления, дополнив переходные положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным до 1 января 2008 года, страховые взносы по которым до этого дня были уплачены за физических лиц из средств работодателей не в полном объеме.
Впредь до внесения необходимых изменений – в целях предотвращения нарушений конституционных прав налогоплательщиков – на все договоры добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенные до 1 января 2008 года, распространяется прежний порядок налогообложения страховых взносов и страховых выплат: страховые взносы, перечисляемые из средств работодателей страховым компаниям в интересах застрахованных физических лиц, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц независимо от срока их уплаты, а страховые выплаты в пользу застрахованных физических лиц от налогообложения освобождаются. Положения статьи 213 Налогового кодекса РФ в действующей редакции, в соответствии с которыми налогом на доходы физических лиц облагаются не страховые взносы, а страховые выплаты, подлежат применению при определении налоговой базы только по тем договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, которые заключены после 1 января 2008 года.

Просмотров: 3347
Обновлено 23.07.2012 20:28
 

 © Налоговые консультации. Все права защищены.
Копирование материалов сайта только с согласия автора.