Устанавливая общий критерий, на основании которого осуществляется квалификация тех или иных работ (услуг) как непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров, законодатель отказался от закрепления закрытого их перечня, имея в виду многообразие содержания и форм экономической деятельности и видов возможных работ (услуг), непосредственно связанных с экспортом товаров.
Налогоплательщик в своей жалобе в Конституционный Суд РФ оспаривал конституционность подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, которым предусмотрено обложение налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, в том числе работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемых (оказываемых) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иных подобных работ (услуг). По мнению заявителя, отсутствие в подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ четкого и определенного перечня работ (услуг), подлежащих налогообложению по ставке 0 процентов, влечет возможность произвольного, а не на основании закона определения элементов налогообложения, что свидетельствует о несоответствии содержащейся в нем нормы статьям 8, 19, 34, 35 и 57 Конституции РФ. Проанализировав оспариваемую норму, Конституционный Суд указал, что подобное регулирование свидетельствует о том, что, устанавливая общий критерий, на основании которого осуществляется квалификация тех или иных работ (услуг) как непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров, законодатель отказался от закрепления закрытого их перечня, имея в виду многообразие содержания и форм экономической деятельности и видов возможных работ (услуг), непосредственно связанных с экспортом товаров, что при детальном и исчерпывающем их нормативном закреплении приводило бы к ограничению прав налогоплательщиков. Таким образом, оспариваемая норма Налогового кодекса РФ, устанавливая пределы ее детализации, обусловленные необходимостью ее эффективного применения к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций, сама по себе не содержит неопределенности и не предполагает формального подхода при разрешении налоговых споров и - с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, сохраняющих свою силу, - не может, вопреки утверждению заявителя, рассматриваться как нарушающая или ограничивающая конституционные права налогоплательщиков. |