Главная Новые документы Налоговое законодательство – 2011
Налоговое законодательство – 2011 Печать E-mail
05.09.2010 18:52

Федеральный закон № 229-ФЗ, внесший многочисленные изменения в Налоговый кодекс РФ, вступает в силу со 2 сентября 2010 года, многие изменения начнут действовать с 1 января 2011 года, но часть – задним числом – с 1 января 2010 года.

Источник - Палата налоговых консультантов

Часть первая НК РФ

Множество мелких поправок

Начнем с определений в п. 2 ст. 11 НК РФ. Отныне свидетельство о постановке на учет в налоговом органе – это документ, подтверждающий постановку на учет. Он выдается в налоговом органе как российской, так и иностранной организации,  физическому лицу. Для российской организации и международной организации – по месту нахождения. А для иностранной организации – по месту деятельности на территории РФ через свое обособленное подразделение. Физическому лицу – по месту жительства.
В ст. 12 НК РФ уточнено, что при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов могут ими устанавливаться только тогда, когда эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. В общем-то, это и раньше как-то само собой подразумевалось, а теперь прописано прямо в законе. То же самое касается и местных налогов.
В пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ теперь прописано, что налогоплательщик обязан представлять не просто по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций, а в налоговый орган по месту жительства.
Строго говоря, если книга и так представлялась по запросу налоговиков, то куда ее еще можно было бы представить? На наш взгляд, такие мелкие, ничтожные поправки не только не привносят ничего полезного, но больше затрудняют восприятие новых федеральных законов, делая их громоздкими и неудобочитаемыми.
Этот закон такими поправками изобилует. Вот, например, в п. 3 ст. 105 НК РФ было сказано, что исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве РФ. Теперь там будет сказано, что исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством РФ об исполнительном производстве РФ. Как вы думаете, что-то реально изменилось?

«Электронная Россия»

Новый федеральный закон просто таки врвлекает налогоплательщиков и контролирующие органы в «пучину» электронного документооборота.
Во-первых, из текста НК РФ вычеркнуты некоторые требования об обязательном письменном сообщении в налоговые органы той или иной информации – п. 2 и п. 3 ст. 23 НК РФ.
Во-вторых, согласно ст. 31 НК РФ налоговые органы получили право требовать представление документов в электронном виде,  а также заниматься разработкой порядка заполнения и порядка представления таких форм.
В-третьих, в электронном виде теперь можно будет отправлять поручение на списание средств налогоплательщика в банк. Порядок такого электронного документооборота будет согласовываться с Банком России. В электронном виде банки обязаны сообщать в налоговую инспекцию сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены. Да и вообще, обо всех изменениях со счетами налогоплательщиков банки обязаны сообщать в налоговые инспекции только в электронном виде.
В-четвертых, электронный поток может идти не только от налогоплательщика в налоговую инспекцию, но и обратно. Так, например, согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи. Требование об уплате налога также может быть передано в электронном виде – п. 6 ст. 69 НК РФ.
В-пятых, налоговую декларацию (расчет авансового платежа, расчет сбора) можно передать в электронном виде. Однако здесь уже потребуется наличие электронно-цифровой подписи (сокращенно – ЭЦП).
При представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В-шестых, электронная цифровая подпись также понадобится при подаче в электронном виде заявления о постановке или снятии с учета организации в налоговой инспекции.
В-седьмых, органы, которые предоставляют налоговикам важные технические сведения о налогоплательщиках – о регистрации физических лиц, о недвижимости, средствах транспорта, земельных участках и т.п. – должны передавать эти сведения в налоговую инспекцию в электронном виде. Правда, ЗАГСам сделали скидку – на них это требование будет распространяться только с 1 января 2013 года. Очевидно, власти надеются до этого времени оснастить ЗАГСы требуемой технической инфраструктурой, а их работников научить ею пользоваться. До этого момента сведения в налоговую можно подавать на бумаге.
В-восьмых, при проведении налоговой проверки налогоплательщики  получили право передавать истребуемые документы налоговикам в электронном виде.

Переход полномочий

Минфин России потерял полномочия утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, а также порядок их заполнения – ст. 34.2 НК РФ. Эти права вновь вернулись к федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов – Федеральной налоговой службе. Они же будут заниматься и электронными документами. При этом налоговые органы все-таки обязаны согласовывать свои разработки с Минфином России.
Соответствующие поправки были внесены и в ст. 80 НК РФ.

Совместная проверка

Налогоплательщики получили законодательно закрепленное право – в пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ - на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
В пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ теперь более подробно изложен порядок оформления такой сверки.
Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт или вручается налогоплательщику, или направляется по почте заказным письмом, или передается в электронном виде в течение следующего дня после дня составления такого акта.
Форма и форматы акта, а также порядок его передачи в электронном виде утверждаются налоговыми органами.

Устранение пробела

Налоговые органы, благодаря поправкам в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, вновь получили законную возможность требовать с налогоплательщиков представления бухгалтерской отчетности.

Регистрация, перерегистрация и т.д…

Изменились сроки информирования налоговиков о создании и ликвидации обособленных подразделений.
О создании обособленного подразделения в налоговую инспекцию по-прежнему нужно сообщать не позднее одного месяца со дня его создания.
А вот о закрытии такого подразделения нужно сообщать в течение трех дней со дня принятия решения. То же относится и к изменению сведений об обособленном подразделении.
Кстати, филиалы и представительства организаций выведены из-под этих требований.
В п. 3 ст. 83 НК РФ уточнено, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее филиала, представительства производится на основании ЕГРЮЛ. Теперь это также относится и к иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через отделение. Для таких иностранных организаций в указанном пункте прописаны правила постановки на учет и снятия с учета.
Любопытно, что в п. 1 ст. 84 НК РФ, в сведениях, которые необходимы налоговикам для постановки на учет физических лиц, теперь требуется указывать пол.
Вообще, довольно много дополнений связано именно с филиалами и представительствами. Теперь их учет – создание, перемещение, ликвидацию – налоговики будут вести исходя из сведений, взятых ими из ЕГРЮЛ. Правда, если в отношении филиала или представительства проводится выездная налоговая проверка, снятие их с учета возможно не ранее окончания этой проверки.
Одним из приятных изменений является то, что теперь будет можно не закрывать обособленное подразделение в случае изменения его местонахождения, а только сообщить в налоговую инспекцию, где обособленное подразделение состоит на учете, об изменении его адреса.
Постановка на учет обособленного подразделения по новому адресу в другой налоговой инспекции будет производиться по информации, переданной из одной налоговой инспекции в другую.

Не отвертишься

В соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, они не уплатили в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, то налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в ОВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Теперь это правило распространяется и на налоговых агентов в части перечисления ими средств, удержанных у налогоплательщиков.

Уточнение срока

Согласно п. 7 ст. 45 НК РФ на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки по налогам налоговыми органами может быть принято решение об уточнении платежа. Это позволяет уменьшить сумму начисленных пеней.
Так вот, теперь о принятом решении об уточнении платежа налоговый орган должен уведомить налогоплательщика в течение пяти дней после принятия данного решения.

Взыскание налогов за счет имущества

Весьма важное дополнение появилось в ст. 47 НК РФ.
Напомним, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (или налогового агента) принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
А если налоговики пропустили этот срок?
Решение о взыскании налога за счет имущества, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным, и исполнению не подлежит. В этом случае налоговики могут обратиться в суд. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Статья 59 – теперь и не узнать

В ст. 59 НК РФ произошли, пожалуй, самые грандиозные изменения.
До внесения изменений в п. 1 ст. 59 НК РФ было указано, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата или взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается.
Теперь все эти причины значительно более конкретизированы:
- ликвидация организации в соответствии с законодательством РФ - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и невозможности их погашения ее учредителями в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ;
- признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных из-за недостаточности имущества должника;
- смерть физического лица или объявление его умершим - по всем налогам и сборам; а в части транспортного налога, земельного налога, и налога на имущество физических лиц - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества;
- принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
- иные случаи, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах.
Региональные и муниципальные органы власти получили право сами устанавливать особые основания для признания недоимки безнадежной – по региональным и местным налогам.
Решать вопрос о наличии безнадежной налоговой недоимки получили право налоговые органы по месту учета налогоплательщика, месту нахождения организации и месту жительства налогоплательщика.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, утверждаются налоговыми органами,  а также таможенными органами – в части их компетенции.
Кстати, правила ст. 59 НК РФ должны теперь применяться и к задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящейся за организациями по состоянию на 01.01.01, начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера. Такое уточнение внесено в часть вторую ст. 20  Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ.

Изменение срока уплаты

С учетом внесенных правок изменение срока уплаты возможно не только в отношении налога, сбора и пени, но и в отношении штрафа.
Обратите внимание! Действие главы 9 НК РФ не распространяется на налоговых агентов.
На наш взгляд, в ст. 61 НК РФ несколько неожиданно появился п.3.1.
Там сказано, что лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога или сбора, вправе одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
Нам это кажется странным, потому что рассрочка или отсрочка по налогам, и инвестиционный налоговый кредит – это, мягко говоря, разные вещи. Рассрочка или отсрочка – это помощь налогоплательщику, связанная с его тяжелым финансовым положением.
Инвестиционный налоговый кредит связан с развитием. Поэтому он и называется инвестиционным. Государство дает послабление бизнесу для развития того или иного проекта.
Срок уплаты налога или сбора не может быть изменен при наличии обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 62 НК РФ. Теперь этот пункт пополнился подпунктом 4. Там сказано, что рассчитывать на изменение срока уплаты не может рассчитывать лицо, если в течение трех лет, предшествующих дню подачи им заявления об изменении срока уплаты налога или сбора, налоговиками (таможенниками), было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки и т.д., в связи с нарушением условий ее предоставления.
Решать вопросы о предоставлении рассрочки, отсрочки, инвестиционного налогового кредита, что вполне логично, будут федеральные налоговики – на уровне федеральных налогов; региональные налоговики – на уровне региональных налогов. Разумеется, по-прежнему требуется согласование указанных вопросов с местными финансовыми органами.
Формально, получить теперь отсрочку или рассрочку по уплате налога будет несколько сложнее.
Дело в том, что ранее в п. 2 ст. 64 НК РФ было предусмотрено, что отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований. Далее шли основания. Теперь появилось новое определяющее условие. Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена тому налогоплательщику, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка.
Соответственно, из НК РФ исчез п. 7 ст. 64 НК РФ, в котором были указаны обстоятельства, при которых уполномоченный орган не мог отказать налогоплательщику в предоставлении отсрочки или рассрочки.
Обратите внимание! Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов!
Несколько более подробно теперь расшифровывается такое основание для получения отсрочки или рассрочки, как задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа.
Теперь это звучит по-другому. Это - непредоставление бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу, или не доведение предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога. Также это неперечисление заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (работ, товаров) для государственных нужд.
Небольшое послабление произошло для физических лиц. Теперь их имущественное положение, необходимое для оценки возможности предоставления отсрочки или рассрочки, будет оцениваться за минусом стоимости имущества, на которое согласно законодательству РФ не может быть обращено взыскание.
Однако у этой медали есть и оборотная сторона. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена физическому лицу только на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание.
В п. 5 ст. 64 НК РФ теперь дается подробный перечень документов, который нужно приложить к заявлению о получении отсрочки или рассрочки по уплате налога:
- справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
- справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;
- справки банков о ежемесячных денежных оборотах за каждый месяц, из предшествующих подаче заявления шести месяцев, по счетам этого лица в банках;
- справки банков о наличии или отсутствии неоплаченных расчетных документов;
- справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
- перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с ними, (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров;
- обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки;
- предполагаемый график погашения задолженности.
Как видим, перечень серьезный, но это далеко еще не все.
В п. 5.1 ст. 64 НК РФ приведен перечень документов, которые заинтересованное лицо должно приложить к своему заявлению в зависимости от того, каково основание для получения отсрочки или рассрочки. Так, например, если отсрочки или рассрочка представляются из-за наступления какой-то катастрофы, то налогоплательщик обязан предоставить:
- заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением;
- акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти или организацией, уполномоченными в области чрезвычайных ситуаций.

Инвестиционный налоговый кредит

Серьезное изменение здесь только одно, но оно очень приятное.
В пп. 1 п. 2 ст. 67 НК РФ было указано, что инвестиционный налоговый кредит предоставляется по основаниям, указанным в пп. 1 и пп. 5 п. 1 этой статьи, - на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей.
Это, напомним, проведение НИОКР, а также инвестиции в увеличение энергоэффективности.
Теперь кредит можно получить не на 30 процентов стоимости оборудования, а на все 100!

Требование об уплате налога и сбора
 
В связи с развитием электронного документооборота обязательное письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога не обязательно. Ведь он может быть извещен и по телекоммуникационным каналам связи – п. 1 ст. 69 НК РФ.
Одновременно скорректирован срок исполнения требования об уплате налога - с 10 календарных дней до 8  рабочих дней с момента получения указанного требования.

Приостановление операций по счетам в банках

Начнем с подстраховки. В п. 7 ст. 76 НК РФ внесено такое положение.
В случае, если после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке изменились наименование налогоплательщика или реквизиты его счета в банке, операции по которому приостановлены, указанное решение налоговой инспекции подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика, изменившего свое наименование и реквизиты счета.
А вот еще одна важная поправка вряд ли понравится налоговикам.
Раньше налогоплательщик мог рассчитывать на компенсацию в виде процентов в случае, если налоговая инспекция нарушала срок отмены решения о приостановлении операций по счетам в банке, или срок передачи решения в банк.
Теперь бюджету придется отвечать и за неправомерное решение налоговиков о приостановлении операций по счетам. Проценты будут начисляться на сумму, замороженную на счетах, за каждый день с момента получения банком решения о приостановлении до получения решения об отмене приостановления.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в этот период.

Арест имущества

Арест имущества – вещь крайне болезненная, но иногда решение об аресте отменяется – п. 13 ст. 77 НК РФ.
Так вот, теперь налоговый (или таможенный) орган должен уведомить налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения.

Налоговые проверки

Во-первых, произошло уточнение сроков проверки, когда налогоплательщик подает уточненную налоговую декларацию. В п. 4 ст. 89 НК РФ теперь сказано, что в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена эта декларация.
Во-вторых, налоговики получили дополнительные права в части истребования документов. Они могут передать требование о представлении документов лично под расписку или в электронном виде. Однако если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с момента направления заказного письма.
Акт налоговой проверки станет толще. Согласно п. 3.1 ст.100 НК РФ к акту налоговой проверки должны прилагаться документы, подтверждающие факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.
Налогоплательщик, в отношении которого проводится проверка, получил право на ознакомление с материалами дополнительных материалов налогового контроля.
Если налогоплательщик решительно уклоняется от получения решения о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, то теперь у налоговиков есть выход. Решение направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с момента направления заказного письма.
В отношении налоговых правонарушений, которые рассматриваются не в порядке ст. 101 НК РФ, установлен срок для составления акта налоговиками. На это им отводится 10 дней с момента выявления такого нарушения.

Штрафы резко возросли

Законодатель ужесточил штрафные санкции за налоговые правонарушения и ввел новые.
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе отныне карается штрафом в размере 10 000 руб. – вне зависимости от длительности нарушения (ст. 116 НК РФ).
А вот ведение деятельности организацией или предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе теперь влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей. Можно сказать, что это нечто среднее из ст. 117 НК РФ, которая теперь утратила силу.
За непредставление налоговой декларации штраф будет взиматься не менее чем в 1000 руб. (было – 100). Зависимость размера штрафа от срока непредставления налоговой декларации также отменена (ст. 119 НК РФ).
Добавилось наказание за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) – ст. 119.1 НК РФ. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ, налагается штраф в размере 200 рублей.
В два раза повышены штрафы  в ст. 120 НК РФ за нарушение правил ведения бухгалтерского учета или налогового учета: с 5000 руб. до 10 000 руб.; с 15 000 руб. до 30 000 руб.; с 10 процентов до 20 процентов. Только в одном месте не соблюдена симметрия. Если указанные деяния повлекли занижение налогооблагаемой базы, то штраф не может быть менее 40 000 руб., (а было – 15 000).
Но еще далеко не все. Дело в том, что если раньше по этой статье могли оштрафовать только за отсутствие регистров бухгалтерского учета, то теперь еще и за отсутствие регистров налогового учета.
Внесены поправки в ст. 123 НК РФ. Если раньше, как минимум, формально, налогового агента могли оштрафовать только за неправомерное неперечисление удержанных средств, то теперь его могут оштрафовать и за неправомерное неудержание.
Несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест, или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога – 30 000 руб. вместо 10 000 руб.
За непредставление налоговикам в установленный срок затребованных документов – 200 руб. за каждый документ (ст. 126 НК РФ).
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике – 10 000 руб., а не 5000 руб.
Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода - 5000 руб., а не 1000 руб.
Кстати, кое-что появилось и в КоАП РФ. Это новая ст. 19.7.6.
Там указано, что незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку в соответствии с законодательством РФ, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 руб.

Часть вторая НК РФ

НДС

Из текста гл. 21 НК РФ исключена ст. 144 НК РФ, где говорилось о постановке на налоговый учет плательщиков НДС. В связи с изменениями в первой части НК РФ эта статья была признана излишней. Одновременно ст. 174 НК РФ дополнена п. 7, согласно которому иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации обособленных подразделений иностранной организации. О своем выборе иностранные организации уведомляют в письменной форме налоговые органы по месту нахождения своих обособленных подразделений на территории Российской Федерации
Но гораздо более важными являются поправки, внесенные в ст. 169 НК РФ.
Первое – включен абзац, позволяющий налогоплательщикам обмениваться электронными счетами-фактурами. Счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у них совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.
Счет-фактура, составленный в электронном виде, должен быть подписан ЭЦП руководителя организации или иных лиц, уполномоченных на это приказом по организации или доверенностью от имени компании или предпринимателя.
Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением ЭЦП будет устанавливаться Минфином России. А вот форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде будут утверждаться налоговыми органами.
Второе – покончено со спорами о том, можно или нет выставлять счета-фактуры в иностранной валюте.
Отныне одним из обязательных реквизитов счета-фактуры будет наименование валюты.
Третье – узаконено утверждение формы счета-фактуры Правительством РФ.

НДФЛ

Начнем с новой льготы. В состав доходов, не подлежащих налогообложению – ст. 217 НК РФ – включены доходы заемщика в виде суммы задолженности по кредитному договору, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням, погашаемой кредитором за счет страхового возмещения по заключенным заемщиком договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика. Это касается и страхового возмещения по заключенным заемщиком договорам страхования имущества, являющегося залогом. Разумеется, льгота предоставляется не на всю величину полученного страхового возмещения, а только в пределах суммы задолженности заемщика по заемным средствам, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям и пеням.
Это новшество вступает в силу с 1 января 2010 года.
И все-таки для получения стандартных налоговых вычетов в налоговом органе необходима налоговая декларация. Таким образом подкорректирован п. 4 ст. 218 НК РФ.
Самое, пожалуй, главное – это гораздо более подробно расписанный порядок взыскания и возврата НДФЛ налогоплательщику налоговым агентом. Этому посвящена ст. 231 НК РФ.
За возвратом излишне удержанной суммы налога налогоплательщик обязан подать налоговому агенту письменное заявление. Там, кстати, нужно указать номер счета, куда перечислить возвращаемые деньги.
Однако сам налоговый агент обязан проинформировать налогоплательщика об излишнем удержании НДФЛ. На это ему дается 10 дней с момента выявления такого факта.
Обратите внимание! Победила логика: теперь возврат налогоплательщику излишне удержанного НДФЛ налоговый агент наконец-то может производить за счет тех средств, которые он должен был бы перечислить в бюджет относительно всех своих «подопечных». Срок для возврата денег - в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.
Если налоговый агент не уложится в срок, то ему придется начислять проценты на невозвращенную сумму по ставке рефинансирования Банка России.
Но ведь может быть и так, что у налогового агента просто нет таких перечислений в бюджет, чтобы их хватило для возврата? Может.
В этом случае налоговый агент в течение 10 дней после получения заявления от налогоплательщика, обязан сам подать заявление в налоговую инспекцию на возврат излишне перечисленного НДФЛ. Разумеется, вместе с заявлением нужно подать документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ.
При этом сам налоговый агент, не дожидаясь получения возвращаемых средств из бюджета, имеет право вернуть деньги налогоплательщику за счет собственных средств. 
Обратите внимание! Согласно п. 4 ст. 220 НК РФ излишним удержанием налога теперь будет считаться и тот случай, когда налоговый агент неправомерно не учел при расчете налога имущественный налоговый вычет, полагающийся налогоплательщику.
А что делать налогоплательщику, если налоговый агент исчез? Очень просто – налогоплательщик подает заявление в налоговую  инспекцию, и прилагает налоговую декларацию. Это все производится по окончании налогового периода.
Кстати, возвратами НДФЛ, связанными с изменением налогового резидентства налогоплательщика, должен заниматься он сам. Ему нужно будет подать в налоговую инспекцию по месту жительства или месту пребывания налоговую декларацию, а также документы, подтверждающие факт его налогового резидентства в РФ.
Понятно, что выявление случаев излишнего удержания НДФЛ невозможно без ведения учета. В ст.230 НК РФ ранее было сказано, что налоговые агенты должны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Минфином России.
В общем, как говорится, руки у Минфина России до этой формы так и не дошли.
Так что теперь этот учет нужно вести в регистрах налогового учета. Эти формы налогоплательщику придется разрабатывать самому. Там должны содержаться:
- сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика;
- вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов;
- суммы дохода и даты их выплаты;
- статус налогоплательщика;
- даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему РФ;
- реквизиты соответствующего платежного документа.
А теперь – «ложка дегтя». Из ст. 230 НК РФ убрали возможность предоставлять сведения 2-НДФЛ  на бумажных носителях тем, у кого численность физических лиц, получивших доход, составляет менее 10 человек.

Налог на прибыль организаций.

Из положительного.
Во-первых, изменения в ст. 254 НК РФ. Стоимость имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 и п. 20 ст. 250 НК РФ. Положительно здесь то, что ранее в данном абзаце модернизация, реконструкция, техническое перевооружение, частичная ликвидация основных средств ранее упомянуты не были.
В результате этого финансисты требовали стоимость побочного имущества, появившегося в результате, например, модернизации, учитывать в налоговых доходах, а вот в налоговых расходах учитывать запрещали – см. письмо Минфина России от 17.02.10 № 03-03-06/1/75.
Новый порядок будет действовать с 1 января 2010 года.
Во-вторых, с 1 января 2011 года амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более не 20 000 руб., а 40 000 руб. Соответствующие поправки были внесены в ст. 256 и 257 НК РФ. Было бы неплохо внести такую же правку и в ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н. Иначе всем бухгалтерам придется в массовом порядке рассчитывать временные разницы.
В-третьих, законодатели разобрались, наконец, куда следует относить страховые взносы, которые пришли на смену ЕСН. В настоящее время Минфин России рекомендует относить их в налоговые расходы на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством или реализацией. Об этом было сказано, например, в письмах Минфина России от 22.03.10 № 03-03-06/1/163, от 24.03.10 № 03-03-06/1/171, от 02.04.10 № 03-03-06/1/220. Теперь суммы страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование, в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ФФОМС и в ТФОМС нужно будет учитывать согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. И делать это нужно с 1 января 2010 года.
В-четвертых, приятная новость для градообразующих организаций, имеющих на своем балансе объекты ЖКХ.  В принципе, им разрешалось принять фактические расходы на содержание этих объектов, но только в пределах неких нормативов, утверждаемых органами местной власти. Практически, все это было довольно сложно.
Теперь все это закончилось. Налогоплательщики, численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта, вправе принять для целей налогообложения прибыли фактически осуществленные расходы на содержание объектов ЖКХ.
В-пятых, лимит доходов от реализации, который позволяет налогоплательщикам уплачивать только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода, повышается с 3 000 000 руб. до 10 000 000 руб. - п. 3 ст. 286 НК РФ.
В-шестых, появилась новая льгота для банков в п. 3 ст. 290 НК РФ. Не нужно включать в доходы банка страховые выплаты, полученные по договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (то есть залогом), в пределах суммы непогашенной задолженности заемщика по заемным средствам, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням, погашаемой банком за счет указанных страховых выплат. Эта льгота вступает в силу с 1 января 2010 года.
В-седьмых, были внесены изменения и в порядок учета налоговых расходов на освоение природных ресурсов. Для начала несколько конкретизировали расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых. Сюда, в частности, относятся расходы, связанные со строительством или бурением, или ликвидацией или консервацией скважин - за исключением тех, что будут признаны амортизируемым имуществом.
Отныне расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ, а также расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками в процессе строительства и эксплуатации объектов, можно будет списывать в течение не пяти лет, как сейчас, а только двух.
Важное изменение внесено в ст. 325 НК РФ. Ранее там шла речь о затратах, связанных с процедурой участия в конкурсе. Теперь будет говориться о расходах, связанных с приобретением лицензии. Согласитесь, что это гораздо более емкое понятие. Кроме того, если эти расходы окажутся безрезультатными, то есть лицензия не будет получена, то их можно будет списать не в течение пяти, а в течение двух лет.
Теперь о неприятных нововведениях.
Они как раз также связаны с расходами на освоение природных ресурсов. Из ст. 261 НК РФ убрали пункт, который позволял учитывать в налоговых расходах затраты на освоение природных ресурсов, не давшие результата. Соответственно, и п. 35 ст. 270 НК РФ потерял смысл – и его убрали.
Неприятно, но теперь достаточно либеральные правила переноса полученного убытка на будущее, прописанные в ст. 283 НК РФ, не распространяются на убытки, полученные налогоплательщиком в период налогообложения его доходов по ставке 0 процентов.
Налоговые агенты, которые должны удерживать налог на прибыль с доходов иностранной организации, упомянутые в п. 2 ст. 287 НК РФ, были обязаны произвести перечисление налога в бюджет в течение трех дней после дня выплаты или перечисления. Теперь на это отводится только один день, следующий за днем выплаты или перечисления.
По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, налоговому агенту нужно было перечислить в течение 10 дней со дня выплаты дохода. Теперь на это также отводится только один день.
Серьезные изменения претерпел налоговый учет начисленных процентов.
В п. 1 ст. 269 НК РФ сохранилось стандартное положение. При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях. И равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте. Однако это правило будет действовать, только если иное не предусмотрено в п. 1.1 ст.269 НК РФ.
А вот там как раз предусмотрен совсем другой расчет повышающих (или даже понижающих) коэффициентов.
С 01.01.10 по 31.12.10 включительно – для рублевых кредитов - ставка рефинансирования Банка России может быть увеличена в 1,8 раза; по валютным кредитам будет приниматься ставка не более 15 процентов.
С 01.01.11 по 31.12.12 включительно - для рублевых кредитов - ставка рефинансирования Банка России может быть увеличена в 1,8 раза; для валютных кредитов – не более ставки рефинансирования Банка России, умноженной на коэффициент 0,8.
Очевидно, что тем самым законодатели стремятся резко снизить привлекательность получения кредитов в иностранной валюте. Вполне возможно, что большую часть процентов придется погашать за счет собственной прибыли заемщика, а это мало кому понравится.
В отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 01.11.09, предельная величина процентов, признаваемых расходом, с 01.01.10 по 30.06.10 включительно принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Следующая поправка. По авансам больше не считается положительная или отрицательная курсовая разница для целей налогового учета. Соответственно, Федеральный закон № 229-ФЗ исключил из ст.ст. 271 и 272 НК РФ упоминания об авансах в части определения даты признания дохода или расхода по положительной или отрицательной курсовой разнице. И вполне естественно, что эта поправка вступает в силу с 1 января 2010 года.

Транспортный налог

Два серьезных нововведения.
Во-первых, срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом – п. 1 ст. 363 НК РФ.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками, являющимися организациями, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Во-вторых, налоговые расчеты по авансовым платежам отменены.

Земельный налог

Во-первых, срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом п. 1 ст. 397 НК РФ.
Авансовые платежи по земельному налогу для физических лиц отменены.
Во-вторых, представление налоговых расчетов по авансовым платежам отменено, разумеется, как для физических лиц, так и для предпринимателей и организаций.

Налог на имущество физических лиц

Эти поправки внесены уже не в НК РФ, а в Закон РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Из текста Закона исключен специальный срок направления налоговых уведомлений – 1 августа. С учетом внесенных поправок уплата налога должна производиться не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.


 

 

Просмотров: 4811
Обновлено 08.10.2010 14:56
 

 © Налоговые консультации. Все права защищены.
Копирование материалов сайта только с согласия автора.